Положения, выносимые на защиту
Учебные материалы


Положения, выносимые на защиту



Карта сайта

Загрузка...

2. Медицинская активность и здоровье студентов с незначительными региональными, но значимыми половыми, возрастными отличиями и курсом обучения, факторы формирования заболеваний зубов, характер питания в процессе обучения обусловлены интегральным воздействием привычек, стиля, образа жизни, возраста, пола, проживания и состояния зубов, и определяют качество подготовки.

3. Системообразующую роль в эффективности реализации предложений и рекомендаций играет разработанная модель формирования стиля жизни, как социально-гигиенической категории образа жизни студентов интернационального сообщества международно ориентированного вуза, с ключевыми блоками национальных и внутривузовских параметров обучения и формирования образа жизни, которая опирается на программу «Здоровье», реализуемую в РУДН, и предполагает выполнение администрацией, преподавателями и врачами целевых рекомендаций о путях совершенствования образа жизни, соматического и стоматологического здоровья студентов в международно ориентированного университета.

Апробация результатов и выводов исследования:

Результаты исследования были доложены и обсуждены на различных отечественных и международных конференциях и совещаниях: III Международной конференции «Проблемы здравоохранения, гигиены и медицины», Москва, РУДН 2-6 июня 2008 г.; V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье населения – основа процветания России», Анапа, 26-27 апреля 2011 г.; V Международной конференции «Современные аспекты реабилитации в медицине», Ереван, 7-9 июня 2011 г.; VI Международной Пироговской научной медицинской конференции студентов и молодых ученых, Москва, 24 марта 2011 г.; совещаниях медицинского персонала поликлиники №25 (2010, 2011, 2012 гг.); Координационном Совете «Здоровье» РУДН (2011, 2012 гг.); конференциях кафедр общественного здоровья. здравоохранения и гигиены, терапевтической стоматологии и др. медицинского факультета РУДН.

Личный вклад автора в проведенное исследование.

Автором Федотовой Н.Н. самостоятельно составлена программа углубленного социально-гигиенического исследования, самостоятельно составлены статистические карты и анкеты для сбора материала, проведен сбор, анализ статистических материалов и анкет студентов, обследованных под руководством и при организационном и профессиональном участии автора, сформулированы выводы и рекомендации, осуществлено внедрение результатов в практику и публикация материалов. Сбор и математико-статистическая обработка материалов исследования проводилась по заданию и с личным участием автора.



Публикации.

Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 9 научных работ, включая рекомендации, из них 3 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Объем и структура диссертации.

Диссертация изложена на _____ машинописных страницах, состоит из введения, обзора литературы, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и приложения. Работа иллюстрирована 39 таблицами, 67 рисунками и 2 приложениями. В указатель литературы включено 257 источника, в том числе 213 отечественных и 44 зарубежных авторов.

В первой главе

представлен анализ и оценка научных данных по проблемам здоровья и образа жизни студентов, включая иностранных, основам их адаптации к непривычным условиям проживания и образования, здоровья различных органов и полости рта в новых условиях. Определены актуальные проблемы, приоритетные направления исследований и потребности в практических рекомендациях по оптимизации образа жизни и здоровья, включая стоматологического, студентов различных регионов.

Во второй главе

определены программно-методические основы углубленного социально-гигиенического исследования, организованного по принципам этапности, комплексности, специфичности, сравнительных динамических оценок, клинических и социологических наблюдений, формирования сравнительных выборочных совокупностей. Применены статистические методы обработки данных, включая кластерный, корреляции, асимптотической значимости, в программах Statistica и SPSS. Понятия выборки, медицинской активности, профилактики, стиля жизни, как социально-гигиенической психологической категории образа жизни, социально-гигиенических аспектов адаптации иностранных студентов рассматриваются в качестве ключевой составляющей типичных и характерных форм активности в соответствии с методическими подходами, разработанными академиком РАМН Лисицыным Ю.П., академиком РАМН Агаджаняном Н.А., чл.-корр. РАМН Полуниной Н.В., проф. Грининой О.В., проф. Кича Д.И., Бестужев-Лада И.В. и др. (1980 - 2011 гг.).

В общем подходе под образом жизни мы понимали определенный, обусловленный предыдущим опытом, способ жизнедеятельности, который основан на поведении человека и зависит от условий жизни, труда, быта, отдыха и активности индивида. В образе жизни мы учитывали индивидуальные и групповые национальные традиции, привычки, верования, которые имеют особую значимость в многонациональном коллективе и определяются специальным понятием «стиль жизни». (Лисицын Ю.П., 2002; Решетников А.В., 2002). При этом, здоровый образ жизни принят как медицинская, социальная, трудовая и психологическая категория жизнедеятельности, способствующая сохранению, укреплению и восстановлению здоровья индивида в данной социальной общности (Кича Д.И., Максименко Л.В., Фомина А.В. и др., 2003). Стоматологическое здоровье, устоявшийся употребляемый в публикациях термин (Леонтьев В.К.), по нашей трактовке, подразумевает «комплекс показателей состояния зубов, наличия или отсутствия болезней и/или физических дефектов, жевательной функции» (Федотова Н.Н., Кича Д.И.).

Выборочные совокупности создавались с соблюдением основных требований, обеспечивающих их количественную и качественную представительность по отношению к генеральной совокупности (Ядов В.А., 1992, 1995).

Основной исследовательской и экспериментальной базой была кафедра общественного здоровья, здравоохранения и гигиены, кафедра терапевтической стоматологии медицинского факультета Российского университета дружбы народов (РУДН), поликлиника №25 департамента здравоохранения г.Москвы, обслуживающая студентов РУДН. Объектом наблюдения были студенты Университета, имеющего международную образовательную ориентацию и отметившего 50–летний юбилей, в котором обучаются студенты более 140 стран мира из различных регионов. В Университете закреплены традиции интернационализма, как в учебном процессе, так и в комфортабельных общежитиях.

Поликлиника №25 расположена в ЮЗАО г Москвы на территории университетского городка, в непосредственной близости к учебным подразделениям и общежитиям, имеется профилакторий. В поликлинике открыто стоматологическое отделение, где предоставляются все виды квалифицированной терапевтической и хирургической стоматологической помощи студентам, используются современные технологии и материалы. Поликлиника № 25 имеет многолетний опыт лечебно-профилактического обслуживания отечественных и иностранных студентов, осуществляет динамическое диспансерное наблюдение, приводит предупредительные противоэпидемические мероприятия с целью утверждения здорового образа жизни и совершенствования здоровья студентов и сотрудников.

Исследование проводилось в рамках основного направления научно-исследовательских работ кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены РУДН по теме «Проблемы общественного здоровья и деятельности служб здравоохранения. Гигиенические аспекты охраны здоровья» (№ 032801-0-000), в т.ч. рамках программы «Здоровье».

Согласно разработанной программе (рис. 1) методом направленной типологической и случайной выборки были отобраны группы студентов по принципам разнообразия и типологической выборки по общепринятым параметрам.

Объемы выборки обоснованы целевые статистические совокупности студентов: объект наблюдения методом выкопировки данных, объект наблюдения методом профилактических осмотров, два объекта социологического наблюдения по анкете образа жизни и отношения к стоматологическому здоровью и по анкете изучения питания и формирования стоматологического здоровья.

С целью изучения социально-гигиенических проблем стоматологического здоровья и адаптации студентов РУДН были исследованы две группы студентов: 1). На предварительном этапе (2009 - 2010 гг.) было изучено мнение студентов о собственном здоровье и их индивидуальная оценка состояния здоровья (опрошено 549 чел.). Методом направленной типологической выборки опрошены студенты трех наиболее востребованных и многочисленных подразделений РУДН: факультета гуманитарных и социальных наук (ГиСН) (37,9% от числа респондентов), медицинского факультета (25,6%) и института международной экономики и бизнеса (ИМЭБ) (36,5%).


Рис. 1

. Программа-схема углубленного социально-гигиенического исследования условий и образа жизни, соматического и стоматологического здоровья студентов различных регионов мира международно ориентированного университета

2). На втором этапе исследованы факторы формирования здоровья зубов при сравнительной межрегиональной оценке. Применен метод выкопировки данных из медицинских документов: ф. 30 (ф.1) «Сведения о деятельности ЛПУ за год»; первичные документы стоматологических учреждений – ф. 37/у-88 «Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога», ф. 039-2/у-88 «Сводная ведомость учета работы врача-стоматолога стоматологической поликлиники, отделения, кабинета», ф. 069/у «Журнал записи амбулаторных операций», «Медицинские карты стоматологических больных» (ф. 043/у), что составило выборку 2630 чел., в плане диспансерного наблюдения и обратившихся за стоматологической помощью студентов.

3).Оценка питания студентов проводилась в рамках программы «Здоровье» по данным включенного социологического социально-гигиенического исследования с частичным анализом меню и рассматривалась как важнейшая компонента формирования здоровья. Выборка студентов составила 557 чел.

Таким образом генеральная статистическая совокупность исследования составила выборку 3736 студентов.



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная