Положения, выносимые на защиту.
Обмен учебными материалами


Положения, выносимые на защиту.



2. Формирование образных представлений о животном мире, закрепившихся в зооморфном коде, происходило на протяжении всей истории европейской культуры, что способствовало накоплению в зооморфных образах культурных смыслов различных эпох, которые не вытесняли друг друга, но существовали одновременно. Так, на древнейшем этапе культура существовала в форме зооцентризма – почитания животных и веры в сверхъестественное родство с ними, предполагающее возможность превращения в зверя или приобретения его силы. С освоением производящего хозяйства зооморфные образы стали считаться носителями плодородных сил, связывались со стихиями, потусторонним миром. В античной культуре образы животных и фантастических существ осмыслялись как олицетворения природных сил, наделялись необычными свойствами и способностями, соотносились с теми или иными богами, являясь их атрибутами или священными животными. С принятием христианства животные стали восприниматься как второстепенные существа, признанные служить человеку. Их образы истолковывались в русле христианской символики, которая разделяла животных на благочестивых, соотносящихся с праведной жизнью, и приверженцев злых сил, которые олицетворяли собой пороки человека, дикость и невежество, соотносились с колдовскими силами. В эпоху Возрождения зверь стал объектом рефлексии человека: изучая мир животных, человек понимал себя в звере и зверя в себе, но уже в XVII – XVIII вв. это отношение сменяется отношением к животным как к диким существам, что, однако, не мешало аллегорическому истолкованию зооморфных образов в русле обозначения добродетелей и пороков человека, а также сравнению его поведения с нравами животного мира. В XIX и XX в. природа интересовала человека в первую очередь как пространство освоения и извлечения выгоды, поэтому и зооморфные образы становились либо жертвами прогресса науки и техники, олицетворением «звериной» стороны человека, либо представляли взгляд на человеческое общество со стороны, соотносились с духовной стороной жизни, с ее таинственными проявлениями.

3. Социокультурные практики, которые регулируют присутствие животных в пространстве современной человеческой цивилизации, сформировали образ животного-маргинала, которое либо находится где-то на периферии культуры и практически исчезло из повседневной жизни, либо же утратило свою животную сущность и превратилось в «очеловеченную» версию зверя. Зоопространство современной культуры мозаично и включает в себя зоопарки, цирки, квартиры горожан, дворы и парки, а также дисциплинарные пространства - мясные фермы, скотобойни, свалки, приюты и т.д. С первыми локусами связан положительный, окультуренный образ Животного, призванный развлекать и радовать Человека, вторые же - наоборот, превращают животное в объект отвращения, страха и сочувствия. В рассмотренных социокультурных практиках животные теряют свои символические коннотации и выступают либо как «очеловеченные» существа, вовлеченные в социальную жизнь и личные отношения, либо же как потребляемые ресурсы и товары, как вещи, характеризующие статус человека, а также как объект развлечения. Спектр человеческих эмоций по отношению к миру животных образов варьируется от полного безразличия и отвращения до детского изумления, восторга, искренней привязанности и массового сочувствия.



4. Особое значение в осмыслении места животного в современном мире приобрела этическая проблематика, чему способствовало распространение экологических идей и активизация движения в защиту прав животных, которое в своих акциях нередко использует визуальные образы животных, репрезентирующих идеи страдания и жестокого обращения. Животное сегодня все чаще воспринимается как «жертва», а доминирующим отношением к животному становится жалость и сострадание, которые превращаются в своего рода «этос» современной цивилизации. Более того, образы животных, в особенности представленные в их естественной среде, в современной культуре также начинают рассматриваться как предмет и ресурс красоты и этических переживаний.

5. В ответ на общественный интерес к дикой природе и животному миру современная массовая культура создает искусственные образы, которые сегодня замещают опыт реального общения с природным миром. Большинство из них лишено семантической глубины, а главная их цель – привлечение внимания и развлечение публики. Массовая культура формирует в обществе детский взгляд на мир животных, превращая зверей либо в монстров, либо же в добродушных персонажей сказок и мультфильмов. Иными словами, современная массовая культура испытывает влияние диснеефикации, когда непосредственное восприятие окружающего мира замещается пропагандируемыми Диснеем стереотипами и ценностями американской культуры. К тому же, Животные становятся неким «театром пародий» для человеческого общества, хотя и сохраняют в себе архетипические черты, тревожащие наше подсознание. Мир диснеевских животных и мультяшек соседствует с миром ужасающих природных монстров, угрожающих цивилизации. Иными словами, в популярной культуре фигура Животного утрачивает свой скрытый смысл и превращается лишь в яркий образ, симулякр, который массовая культура тиражирует и видоизменяет по усмотрению публики.

7. В художественной культуре современности Животное трактуется как некий архаический образ, покрытый тайной и наделенный особой энергетической силой, что связывается с обнажением «звериной» сущности человека, с бессознательными проявлениями человеческой жизни, его инстинктами, сексуальностью, жестокостью и агрессией. Животные становятся новым источником креативности, побуждают художников искать новые формы и задумываться о проблемах современности, обращают наше внимание на темы экологии, жестокости, убийства и смерти.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная